Поиск по этому блогу

вторник, 7 октября 2014 г.

Без вины виноватые: как не стать вором в глазах охраны магазина?

Большой читательский резонанс вызвала публикация “В рамках служебных инструкций” за 2 августа.



Напомним, “ГП” рассказывала про случай в магазине “Евроопт”, когда охранник уличил забывчивую покупательницу в краже морковки. Свою невиновность Галине Ивановне — врачу с 25-летним стажем — пришлось доказывать в суде. Активное обсуждение темы на сайте подвигло вновь вернуться к проблеме покупателей и охранников.


Глас народа


Вкратце напомню суть конфликта. После 11-часовой рабочей смены врач-нефролог отправилась в магазин за покупками. В спешке забыла выложить на кассовую ленту весь товар. В результате в тележке остались килограмм моркови и филе курицы на общую сумму почти 63 тысячи рублей. Сложив покупки в пакет, женщина поставила его обратно в тележку, накрыв им неоплаченные продукты. Все это время за покупательницей наблюдал охранник. Он же и задержал «воровку» в шаге от кассы, вызвал милицию. По словам гомельчанки, постоянной покупательницы этого магазина, сотрудник охраны вел себя грубо и не захотел выслушивать объяснения. Лишь на суде женщину выслушали и восстановили честное имя.


Свое мнение об инциденте высказали интернет-читатели.


Игорь: по какой-то причине подобные случаи происходят именно в сети магазинов «Евроопт». Был свидетелем ситуации, когда женщина (с ребенком) купила целую корзину продуктов и забыла оплатить шоколадку, так как отвлеклась на ребенка. Охрана тут же вызвала милицию. А теперь представьте, сколько денег (кстати, денег налогоплательщиков) и времени тратится на приезд милиции, проведение след­ственных мероприятий, оплату судебного процесса и судебных издержек. Зачем тратить эти деньги и время на ситуацию, которая решается за пять минут?


dim: охрана права — покупатель вынес неоплаченный товар за кассу. Факт мелкого хищения налицо. Для того, чтобы разобраться в ситуации, и вызывают милицию. О причинах данного поступка покупателю надо рассказать прибывшему наряду милиции и на суде. Пусть суд решает принимать ли их во внимание. С другой стороны, надо было, конечно, разобраться на месте, первый раз можно было и без милиции разобраться, но взять забывчивую покупательницу на заметку.


Екатерина: изначально неправильно организована работа в данном магазине. Кассиры не удосуживаются даже заглянуть в корзины к покупателям, им как-то все равно, а зачем? На это есть милиция. Продавцы после расчета кидают товар прямо на столик (а не в корзинку, как делают в других магазинах) возле кассы, а покупатели складывают сами все в пакеты. Товар лежал в открытом виде на дне корзины (не спрятан), и охранник это прекрасно видел, тем не менее занял выжидательную позицию.


сяс: может они специально выжидают, чтобы премии получать? Вроде как в Уголовном кодексе есть статья за то, что мог предотвратить преступление, но промолчал для собственной выгоды.


покупательница: читаю комментарии: покупатель должен. Да ничего покупатель не должен, он пришел в магазин, а не на работу. Он может быть больным, уставшим, пьяным, рассеянным… любым. А охранники, которые, кстати, РАБОТАЮТ в магазине, перекладывают свои прямые обязанности — следить, чтобы из магазина не уносили неоплаченный товар — на покупателей.


вареор: страшно находиться в обществе, где есть такие люди, у которых априори все виноваты.


От перемены мест работы…


Руководство сети «Евроопт» не посчитало нужным отреагировать на публикацию, ограничилось лишь звонком Галине Ивановне. Ей пообещали, что «отличившегося» охранника Виталия Жукова переведут в другой магазин. Как удалось выяснить, сейчас бдительный страж порядка действительно трудится на ином объекте сети.


Прокомментировать случай в магазине попросили также в управлении торговли и услуг облисполкома. «Во избежание товарных потерь при реализации товаров методом самообслуживания в торговых объектах может применяться система внутреннего контроля, в том числе в условиях осуществления охранной деятельности.


В Беларуси охранная деятельность является лицензируемым видом, который не регулируется торговым законодательством. На этом основании управление не имеет права давать правовую и этическую оценку ситуации, изложенной в статье», — пояснила начальник управления Ольга Жилко.


Поскольку я сама побывала в шкуре забывчивого покупателя и пережила весь позор задержания с поличным (публикация в «ГП» «Кража по неосторожности» за 14.06.2014 г.), хочу понять мотивацию охранников. Почему одним, то есть мне, разрешают оплатить пронесенный мимо кассы товар и отпускают. Другим — нет. Почему не пресекают факты воровства, а ждут, пока с неоплаченным товаром выйдут за кассу?


В приватной беседе один из сотрудников охраны «Евроопта» отметил, что его коллеги, впрочем, как и посетители магазина, люди с разными характерами: «Иногда мы видим, что покупатели реально хитрят. Одни специально размещают товар в тележ­ке таким образом, чтобы потом сказать, мол, не заметил. Другие провозят в детских колясках. Кто-то прячет за пазуху, кто-то в карман. Раз человек специально так делает, значит, не первый раз. Таких полезно и проучить. Из опыта скажу, человек будет воровать, пока его не остановят, не привлекут к ответственности. Некоторые покупатели при задержании сами провоцируют охранников, начинают кричать. Тогда сотрудник идет на принцип и до конца выполняет свои обязанности: нарушил — отвечай, и вызывает милицию. Если же нарушитель не умышленно вынес товар, это недоразумение можно исправить на месте».


Компетентный комментарий


Если вас задержали по подозрению в краже


Андрей МАЗЕПИН, начальник отдела информации и общественных связей УВД облисполкома:


— Обычно магазины самообслуживания заключают договор с Департаментом охраны МВД. Если нужно вызвать дежурный наряд, нажимают тревожную кнопку. Задача сотрудников отдела охраны моментально прибыть и задержать нарушителя. По сути, они не знают, будет там вооруженный грабитель или бабушка с неоплаченной морковкой. Задержанного для разбирательства отвозят в райотдел милиции по месту совершения правонарушения. Туда же вызывают представителя торгового объекта, берут показания, собирают необходимые документы. В зависимости от обстоятельств решение принимается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.


Делаем выводы


К сожалению, конфликтные случаи в магазинах самообслуживания не редкость. Читательница из Гомеля рассказала свою историю. Чтобы отпраздновать приезд заграничной подруги, отправилась в «Гиппо». Взяла с собой гостью и двух маленьких детей. В отделе выпечки старший малыш попросил язычок. За время хождения по магазину карапуз съел лакомство. На кассе женщины о нем и не вспомнили. За поеданием неоплаченного товара по монитору следили охранники. Когда «воровская» компания вышла за линию касс, всех задержали. Для разбирательства отвели в служебное помещение. Виновные не отрицали, что ребенок съел язычок и предложили оплатить его двойную стоимость. Сотрудники охраны ни в какую. Время шло, и младший ребенок захотел есть. Маме пришлось кормить малыша грудью в присутствии сурового блюстителя охраны. Такое отношение весьма шокировало гомельчанку и ее подругу-иностранку.


Так из-за неоплаченного пирожка, шоколадки, жвачки и даже килограмма моркови можно попасть в разряд «мелких расхитителей», в милицию и даже под суд.


Вот несколько советов честным покупателям, как не лишиться доброго имени.


  • Враг номер один всех покупателей — тележки с откидными спинками (туда обычно садят детей). Если на полку поставить дамскую сумочку, кейс или пакет, из-за них можно не увидеть товар, лежащий в тележке. Следовательно, не выложить на кассу. По словам охраны, это довольно распространенная причина «забывчивости».

  • Неоплаченный товар может затеряться под сумкой, пакетом, поставленными в тележку или корзину. Поэтому ручную кладь лучше носить отдельно.

  • В «группе риска» мамы с детскими колясками. Понятно, что малыша в тележ­ку не переложишь, а корзинку не всегда удобно брать. Не забывайте товар в коляске!

  • Не спешите у касс. Одна минута, потраченная на выкладку товара, сбережет полчаса разбирательств. Проявите бдительность, если с вами маленькие дети. Эти «обезьянки» могут ухватить любую мелочь. У охраны на них глаз наметан.

  • Если вы неумышленно забыли оплатить товар и вас задержали, постарайтесь сохранять спокойствие. Ваши крики и бурное возмущение сделают только хуже. Адекватная беседа с охранником повышает шансы на благополучный исход.

  • Важный аргумент защиты — запись видеонаблюдения. Если правда на вашей стороне, в милиции можно подкрепить свои объяснения видеозаписью.

Итого


Как я поняла, в случае «кражи по неосторожности» шанс остаться честным покупателем есть, но довольно мал. Воровство в магазинах самообслуживания настолько распространено, а способы такие изощренные, что охранники принимают всех за потенциальных преступников. При этом, согласно инструкции, они формально правы. Их дело следить, чтобы из супермаркета не выносили неоплаченный товар. Профилактические беседы с рассеянными покупателями в обязанности, увы, не входят. А так хочется, чтобы в наших магазинах улучшался не только ассортимент и интерьер, но и уровень обслуживания.


Алена Епишева, фото: Олега Белоусова, Гомельская правда



GomelStret.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий