Поиск по этому блогу

четверг, 13 ноября 2014 г.

История и мифы

День Октябрьской революции (увы, уже не великой и даже не социалистической), наверное, один из самых неоднозначных праздников на всём постсоветском про­странстве.



Словно ведя так и не закончив­шуюся Гражданскую войну, общество, рас­коловшись на части, продолжает ожесто­чённый спор: что же произошло в Россий­ской империи 97 лет назад? Одни до сих пор убеждены, что Октябрь­ская революция явилась величайшим со­бытием прошлого века, предоставившим че­ловечеству уникальный шанс построить са­мое справедливое общество на земле. При этом наотрез отказываются воспринимать те негативные факты, которыми оперируют их противники. Те, в свою очередь, убежде­ны, что почитатели «совка» живут в плену навязанных им некогда мифов. «Красные» в ответ обвиняют их в искажении и очерне­нии истории. Вот мы и задумались, что для матери- истории лучше — красивые мифы или суро­вая правда о прошлом?


Александр Евсеенко: «Историческая правда — вещь, безусловно, нужная. Но в больших масштабах противопоказанная»


Вся наша жизнь в той или иной степени состо­ит из мифов. Живучих и не очень, основанных на реальных событиях и на целиком вымышленных историях, мифов о про­шлом, будущем и даже настоящем. О прошлом их всё-таки больше. И это вполне объяснимо: чем дальше от нас то или иное событие, тем мень­ше остаётся живых его свидетелей. Воспомина­ния которых, за давно­стью лет, тоже мало чем от мифов отличаются.


Есть, конечно, доку­ментальные материалы. Но, во-первых, подлин­ность большинства из них всё чаще вызывает обо­снованные сомнения, во- вторых, документы пред­назначены не для массо­вого пользования, ими больше специалистам оперировать сподручней. Чтобы на их основе соз­давать всё те же очеред­ные мифы.


Для чего? Да хотя бы для того, чтобы люди не теряли перед собой высокой и благородной цели, чтобы, оглядыва­ясь назад, смелее шли вперёд, стараясь во мно­гом подражать мифиче­ским героям.


Это хорошо понимали ещё древние греки, соз­давшие множество мифов и легенд. Не просто так, а со вполне определённой целью: дабы у молодо­го поколения было с кого брать пример. Соверша­ли Геракл, Тесей, Ясон и прочие герои свои подви­ги — сие нам неведомо. И грекам этим самым тоже неизвестно было. Да они подобным и не заморачивались, даже не пытаясь докопаться до того, были ли у их прославленных героев реальные прото­типы или нет. Главное, ге­рои были, которым мно­гие хотели соответство­вать. Потому, наверное, и продержалась греческая цивилизация не одно сто­летие. Ведь один миф о 300 спартанцах во главе с царём Леонидом спо­собен был многих солдат на подвиги во имя сво­ей родины вдохновить. И плевать всем было на то, что этих спартанцев под­держивали сотни вои­нов из других греческих городов-государств.


Наша история изо­билует мифами. Толь­ко они имеют одно, ис­ключительно нам при­сущее свойство: мифы эти меняются в зависи­мости от сиюминутной конъюнктуры. Взять те же октябрьские собы­тия почти вековой дав­ности. На протяжении почти 70 лет, пока у вла­сти были победившие большевики, нам с мла­дых ногтей внушалось, что красные — это геро­ические представители трудового народа, жиз­ни свои положившие за его светлое будущее, а белые — жестокие реак­ционеры, страхом и тер­рором пытавшиеся вер­нуть в России самодер­жавие. Миф? Ещё ка­кой! Но именно благода­ря ему за несколько де­сятилетий в стране вы­росло поколение, без­заветно преданное сво­ей самой могучей и са­мой прекрасной на всём земном шаре стране. Тот ещё миф, но благодаря вере в него советский народ выстоял в самой кровопролитной в исто­рии человечества войне.


После провозглаше­ния гласности и ново­го мышления маятник качнулся в другую сто­рону. На граждан вели­кой страны словно ушат холодной воды выли­ли: вдруг оказалось, что белыми (что правда) и пушистыми (уже миф) были вовсе не комисса­ры в кожаных тужурках, а борцы за свободную Россию Врангель, Кол­чак, Деникин, Шкуро и прочие царские генера­лы и атаманы. Даже при том, что многие из них и не помышляли о воз­рождении самодержа­вия, а значит, были са­мыми настоящими ре­волюционерами. В це­лях создания мифа о кро­вавом красном перево­роте даже не погнуша­лись явным искажени­ем истории. До сих пор нам настойчиво вбивают в голову идею о том, что большевики, эти воин­ствующие безбожники, убили последнего рус­ского царя. Миф! Пото­му что царём Николай Романов перестал быть в феврале 1917 года, когда собственноручно подпи­сал отречение от престо­ла. И в июле 1918 боль­шевики расстреляли, пусть незаконно, всего лишь семью граждани­на Романова. Таких се­мей в кровавом водово­роте гражданской войны было сотни тысяч, и уби­вали с обеих сторон с не меньшей жестокостью.


Историческая правда — вещь, безусловно, нуж­ная. Но в больших мас­штабах противопоказан­ная. Хотя бы потому, что вносит сумятицу, неверие и нигилизм в неокрепшие умы подрастающих поко­лений. И вот этим плюра­лизмом в одной отдельно взятой голове умело поль­зуются те, кто всеми сила­ми пытается внедрить в неё другие мифы. Чужие нам, родные им.


Елена Чернобаева: «Нужно воспитывать в детях способность самостоятельно мыслить, рассуждать и уметь ориентироваться в терабайтах информации, чтобы не принимали на веру любое написанное слово»


А что, собствен­но говоря, та­кое — историче­ская правда? И кто нам её может рассказать? Любой человек сам для себя соз­даёт мифы и потом верит в них всю жизнь. Это на­зывается идеалами и жиз­ненной позицией. Кто-то до сих пор верит в ком­мунизм как самое свет­лое будущее, кто-то верит в СССР, как светлое про­шлое. Другие хотят идти в просвещённую Европу как оплот демократии и свободы личности. Есть и такие, кто вовсе отвер­гает государство как по­литическое устройство. Нигилистов, анархистов, неофашистов, пацифи­стов, христиан, мусуль­ман, вегетарианцев, «зе­лёных» кругом полно. Все они придерживают­ся собственной идеоло­гии, построенной на раз­ных убеждениях. Так кто из них живёт в реальном мире, а кто — в вымыш­ленном, основанном на мифах?


Есть мнение, что исто­рические события не мо­гут оценить объективно их современники. Потому что для каждого человека это лишь фрагмент реаль­ности. И только по исте­чении десятилетий, ког­да уже сложилась и отчёт­ливо видна полная карти­на, когда написано много книг и проанализированы факты, можно говорить о какой-то научной интер­претации.


И вот что интересно. Чем глубже в века, тем на­учнее и точнее получает­ся интерпретация. Скажи или напиши что-нибудь про советский строй или Великую Отечественную, сразу найдутся сотни не­довольных, кто скажет, что вы извратили исто­рию. А на самом деле всё было абсолютно по-другому. Зато про мезо­зойскую эру можно пи­сать и говорить сколько угодно и что угодно. И обыватели (не будем сей­час брать в расчёт научное сообщество) всему ве­рят, считают, что так оно и было. Никто не сомне­вается, что птеродактиль выглядел именно так, ка­ким его показывают по те­левизору. Никого не сму­щает, что есть целая так называемая запретная археология, где собраны факты, не вписывающи­еся в общепринятую на­учную картину создания и развития мира. Мно­гие об этом даже поня­тия не имеют. Мы верим безоглядно в Дарвина и в Бога, и не считаем при этом, что воспитаны на мифах.


Несколько лет назад один белорусский исто­рик написал книгу о бе­лорусских партизанах, ко­торые якобы устраивали в деревнях террор поху­же фашистов. В той кни­ге были собраны и вос­поминания очевидцев и другие, вроде бы не да­ющие повода сомневать­ся в том, что это правда, факты. Однако как воз­мутились ветераны во­йны! Они дошли в сво­ём гневе до Президента и потребовали уничтожить книгу, саму память о ней и впредь запретить пи­сать такое.


Понятно, что истина, в том числе и историче­ская, где-то посереди­не. Но разве можно обви­нить людей, для которых память о Победе священ­на, в зашоренности или необъективности? Это для меня та война — уже история. А для них она реальнее самой реально­сти. Такое не забывается.


А вот мы точно живём в эпоху сплошных мифов, когда мнения и взгляды меняются каждый день в зависимости от моды. Разве реклама — это не самый глобальный миф, который только можно придумать. Разве мас­скульт не создаёт каждый день новых героев, кото­рые приходят и уходят со скоростью света и ника­кой связи с историей во­обще не имеют?


Да и с историей тво­рится что-то неладное. Складывается впечатле­ние, что и её поразила та же болезнь, что и всю культуру в целом. Появи­лись попсовые темы, ко­торые как историки, так и псевдоисторики выжи­мают до основания, ста­раясь придать им боль­ше скандальности, поп­совые персонажи, кото­рые уже никакого отно­шения к реальным исто­рическим личностям не имеют. Цезарь, Наполе­он, Пётр Первый, Ста­лин — это уже суперме­ны и киногерои, которые либо спасают, либо губят мир. Историю теперь пе­реписывают в Голливуде, создавая мифы о мифах.


С этим можно бороть­ся только одним спосо­бом — воспитывать в де­тях способность самосто­ятельно мыслить, рассу­ждать, давать собствен­ные оценки и уметь ори­ентироваться в терабай­тах информации, чтобы не принимали на веру любое написанное слово. К сожалению, в школах, наоборот, сокращают гу­манитарные предметы, и даже литературу с исто­рией загоняют в рамки «вопрос — ответ», чтобы ученик смог сдать ЦТ. А когда собственного мне­ния нет, в голову можно вложить любое удобное.


Советский район



GomelStret.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий