Поиск по этому блогу

пятница, 29 августа 2014 г.

Новый «style» старого баяна

Во все времена баянисты в деревне были на вес золота.



Те, кто владели инструментом, могли сыграть «Калинку-малинку» и «Парней так много холостых», были в почёте и, кстати, пользовались небывалой популярностью у девушек. Как баянисты чувствуют себя в условиях современной культуры в век электронной музыки и дабстепа? На что способен баян и как молодёжь относится к традиционному народному инструменту? Ответы на эти вопросы корреспондент «Гомельских ведомостей» искала вместе с молодым, но очень амбициозным дуэтом «Не БоЯн style».


Дмитрий Писаник и Андрей Довженко баян в руки взяли ещё в начальной школе, поступив в «музыкалку». Дальше у парней был долгий путь, состоящий из освоения инструмента, зубрёжки произведений, репетиций, выступлений, конкурсов, первых побед. После окончания колледжа искусств имени Н. Ф. Соколовского у преподавателя Александра Гурова молодые люди поступают в академию музыки, уже имея за плечами большой опыт выступлений на многих сценах. Сегодня Дмитрий и Андрей – молодой преподаватель колледжа и студент академии музыки – работают вместе в дуэте «Не БоЯн style».


– Баян это уже не просто хобби?


Андрей: Многим людям, особенно старшего поколения, непонятно, как игра на музыкальном инструменте может стать твоей работой. Но это наша основная деятельность, другой профессии у нас нет. Мы музыканты.


Дмитрий: Сольной программы у дуэта пока нет. «Не БоЯн style» выступает, в основном, на сборных концертах, зато по всей стране. Принимаем участие и в телевизионных музыкальных проектах. В общем, работы немало, постоянно какое-то движение.


– Насколько трудно найти и купить хороший баян?


Дмитрий: Не так трудно, как кажется. Достойные баяны выпускает белорусская фабрика ООО «Зонта», это академические, серьёзные инструменты, подходящие для концертов в филармонии. Хорошие мастера баянов есть в Санкт-Петербурге, в Москве. Звёзды мирового уровня заказывают себе инструменты в Италии. Но такие баяны могут стоить больше 30 тысяч евро. В нашей стране «нафаршированный» профессиональный академический инструмент, не ученический, в среднем стоит 8–9 тысяч долларов.


Андрей: Наши инструменты не эстрадные, а классические. Они больше предназначены для того, чтобы человек сел на стул и играл классику. У них больше диапазон, но мы уже пришли к тому, что дуэту нужны эстрадные инструменты. Академический баян весит 16 килограммов, а эстрадный – 7–8, с ним можно свободнее себя чувствовать, быть раскрепощённым на сцене.


– Во всём мире лучшими признаны скрипки Страдивари, а с баяном какая ситуация?


Дмитрий: Баяна Страдивари нет (смеётся). Но качество инструмента, конечно же, зависит от мастера. Баян делается вручную, все детали вытачиваются человеком, а не машиной.


Андрей: В баяне внутри стоит планка деревянная – аккорд. Это главная деталь в инструменте. Её вытачивают вручную, и отдельно она может стоить огромных денег.


– Если ваши инструменты весят 16 килограммов, получается, за время концерта можно неплохо подкачаться?


Андрей: Нет, совершенно нет. По технологии, чтобы играть на баяне, нужно находиться в полном расслаблении. Иначе у тебя зажаты кисть, пальцы – они не будут такими быстрыми, и играть ты не сможешь. Есть упражнения для пальцев, для фаланг, чтобы они не прогибались, но физические упражнения тут ни при чём.


Дмитрий: Вообще музыкантам не рекомендуют заниматься силовыми упражнениями. Потому что это плохо сказывается на технике, зажимаются сухожилия, теряется беглость.


– Сколько вы знаете произведений наизусть, не подсматривая?


Андрей: Дуэтом, я думаю, час мы сможем выступать. На сольный концерт программа наберётся. А если пару дней прорепетировать, вспомнить всё, что учили, то сможем и два часа отыграть.


Дмитрий: В базе произведений очень много. Всё, что училось в музыкальной школе, в академии, можно вспомнить, просто всё нужно повторять.


– Есть ли в вашем репертуаре современные произведения?


Дмитрий: Мы много играем, смешивая народные мотивы с современным звучанием. Андрей записывал клубные проекты на баяне. Сейчас готовится «Лето» Вивальди в клубном направлении. Но дуэтом мы пытаемся двигаться в направлении народных песен.


Андрей: В скором времени будем пробовать писать сами. Уже стало понятно, что нужно что-то придумывать хотя бы с минимальным с вокалом. На концертах такие выступления воспринимаются лучше, людям нравится, они подпевают. И ты уже как артист можешь вступать в контакт со зрителем.


– Что просят сыграть на выступлениях «Не БоЯн style» чаще всего?


Андрей: Частушки и «Мурку». «Мурка» вообще хит. Как только мы отыгрываем свою программу, нас сразу просят сыграть её. Иногда даже кажется, что эта песня просто как реакция на баян.


Дмитрий: Представьте, вы исполняете классическую программу, а после выступления к вам подходит какой-нибудь дядя и говорит: «Ну, знаешь, так сыграть и я могу, а ты вот “Мурку” давай!» Примерно такая история.


– Популярность баяна сейчас растёт?


Дмитрий: Если проанализировать музыку современных исполнителей, то в каждой второй песне можно услышать баян. Его даже в клубной музыке всё чаще начинают использовать. И гомельские артисты тоже хотят, чтобы в их композициях присутствовал баян. На «Евровидении» часто можно услышать и даже увидеть этот инструмент. Это радует, конечно. И люди начинают воспринимать баян совершенно по-другому.


Торикова Катерина, фото: Анны Пащенко и из архива дуэта, Гомельские ведомости


novyj-style-starogo-bayana02 novyj-style-starogo-bayana03 novyj-style-starogo-bayana04 novyj-style-starogo-bayana05



Новый «style» старого баяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий