Поиск по этому блогу

четверг, 11 декабря 2014 г.

Когда Гомель избавится от пробок и внедрит «электронный проезд»

Сегодня жители областно­го центра активнее использу­ют личный транспорт, чем об­щественный.



Отсюда заторы в центре, проблемы с парковка­ми и ухудшающаяся экологи­ческая обстановка. Чтобы из­менить ситуацию, городские власти (а они являются заказ­чиком всех пассажирских пере­возок в Гомеле) обратились за помощью к учёным БелГУТа. По их мнению, троллейбусы и автобусы при определённых условиях могут составить кон­куренцию личному автомоби­лю. Эту перспективу, а также текущее положение дел в сфе­ре общественного транспор­та обсудили за круглым сто­лом представители УГАИ УВД Гомельского облисполкома, отдела ЖКХ Гомельского гор- исполкома, КТУП «Гомель- облпассажиртранс» и БелГУ­Та. Предложила собраться та­ким составом депутат горсове­та Алла Невзорова.


К экспериментам готовы


В Гомеле порядка 500 еди­ниц общественного транспорта. Ежедневно выходят на линию 175 троллейбусов и около 300 автобусов. Социальный стан­дарт — 4 единицы на 100 тысяч населения — выполняется и да­же немного превышен. Где пас­сажиропоток наибольший, а на каких маршрутах салоны полу­пустые, постоянно отслежива­ют автобусные парки. Основы­ваясь на их данных, на маршру­ты добавляются транспортные единицы либо снимаются, кор­ректируются сами маршруты.


Много предложений по­ступает от горожан. По мне­нию начальника отдела ЖКХ Гомельского горисполкома Максима Попова, они своео­бразный катализатор ситуации на дороге. Каждое обращение детально изучается. Если оно имеет рацию, вносятся изме­нения в расписание движения и даже открываются новые маршруты. Максим Михайло­вич привёл свежий пример по экспериментальному маршру­ту 52-Э и 53-Э «Технический университет кольцевой»:


— В горисполком обратил­ся частный предприниматель с предложением осуществлять перевозку по кольцу Советско­го района: проспект Октября – Косарева – Речицкий про­спект – Междугородная – Бо­рисенко – Барыкина, Хмель­ницкого – проспект Октября. Вместе с ГАИ и автопарками изучили возможность пойти на эксперимент.


Процедура согла­сования и сбора необходимых документов заняла около четы­рёх месяцев. Конкурс среди перевозчиков был назначен на 28 ноября. Но что удивительно, инициатор на него не заявил­ся. Зато это сделали автопарки №6 и №1, разрешение получи­ли оба. Маршрут начнёт функ­ционировать ориентировочно с 15 декабря, работать на нём бу­дут пока два автобуса категории М3.


Автобусам приоритет?


Сергей Аземша, кандидат технических наук, доцент, заве­дующий кафедрой «Организа­ция дорожного движения» Бел­ГУТа, предлагает оценивать предложения граждан с точки зрения науки. Существуют спе­циальные компьютерные про­граммы, с помощью которых можно моделировать дорож­ную ситуацию и перенаправ­лять транспортные потоки.


— Чтобы программа рабо­тала, необходимо владеть ин­формацией. Знать центр тяго­тения — в нашем случае это заводы, фабрики, жилые микрорайоны, ку­да едут или откуда возвраща­ются горожане. Вместе с эти­ми параметрами вводятся дан­ные, сколько человек и к како­му времени должны прибыть или убыть из центров тяготе­ния. Смоделировав нагрузку на общественную сеть транспор­та, программа сразу «высве­тит» проблемные места — за­торы и так далее.


Вообще, если заглянуть в историю, с транспортны­ми проблемами многие стра­ны сталкивались уже давно. Причина в росте потребности населения передвигаться на личном авто. В 2000 году в Беларуси было 140 автомобилей на тысячу че­ловек, в 2013 — 350. Зарубеж­ный опыт показывает, что при достижении цифры в 400 авто­мобилей на тысячу человек, ес­ли ничего не делать, крупные города станут одной большой транспортной пробкой.


Существует два подхода в решении проблемы. Первым в своё время воспользовались США. Они развивали дороги, вкладывали большие деньги в многоуровневые транспортные развязки. Из-за этого территории, которые могли использоваться на социаль­но значимые нужды, оказались под дорогами. А через 3-5 лет на новых дорогах образовыва­лись новые транспортные за­торы.


В 90-х американцы пошли по второму пути, который ещё в 60-е годы выбрала Германия. Суть его в альтернативе лично­му автомобилю. Немцам пред­ложили пересесть в качествен­ный общественный транспорт.


Что значит «качество» в представлении гомельчан? Сту­денты БелГУТа в прошлом го­ду опросили горожан, которые пользуются личным автомо­билем и общественным транс­портом. На вопрос, чем вас не устраивает общественный транспорт, респонденты отме­тили низкую скорость и ком­форт. Действительно, средняя эксплуатационная скорость об­щественного транспорта по Го­мелю порядка 20 км/ч.


Гомельские ученые изучи­ли опыт работы транспортной системы Рима, Афин, Лондона. Средняя скорость их наземно­го общественного транспорта 30-35 км/ч. Этот фактор вкупе с комфортом зачастую стано­вился причиной перехода пас­сажиров с личного автомоби­ля на общественный транспорт.


— Нужно вести более сба­лансированную транспортную политику, нельзя бесконечно строить дороги, — сделал вы­вод Сергей Александрович. — Безусловно, они тоже нужны, но бесконечно расширяться не получится, нужно сделать так, чтобы было выгодно ездить на общественном транспорте.


Для наглядности доцент БелГУТа привёл пример:


— Представьте, что нам нужно перевезти 100 человек легковым автомобилем или од­ним автобусом МАЗ-203 на 10 километров. В среднем, в ав­томобиль садятся 2 человека. Значит, нужно взять 50 авто­мобилей или один автобус. На расстоянии 10 км разница по расходу топлива составит поч­ти в 20 раз, по занимаемому в движении месту на полосе: 50 машин — 200 метров, автобус — 36. Вдобавок, от автомоби­лей будет в 18 раз больше вред­ных выбросов. Идеализирова­но, но всё же.


Навигация маршруток


Чтобы программа модели­рования транспортных пото­ков работала, в Гомеле нуж­но охватить диспетчеризаци­ей сеть частных перевозчи­ков и внедрить «электронный проезд». Происходить это бу­дет поэтапно. Ближайшая пер­спектива — диспетчеризация маршрутных такси.


Александр Андрианов, пер­вый заместитель генерального директора КТУП «Гомельоблпассажиртранс», сообщил, что сейчас система, работа­ющая на основе смартфонов, внедряется в Речице. С нового года её опробуют гомельские маршрутки. Со всеми перевоз­чиками уже есть предваритель­ная договорённость о необхо­димости внедрения системы. По их карману нововведение почти не ударит: навигацион­ный терминал стоит около мил­лиона, его облуживание — по­рядка 100 тысяч в месяц.


— Диспетчеризация позво­лит контролировать работу маршрутных такси, отслежи­вать, какие машины выходят в рейс, соблюдается ли график движения, — уточнил Алек­сандр Иванович. — Впослед­ствии систему дистанционно­го контроля над маршрутны­ми такси объединят с анало­гичными, уже действующими в автопарках и на предприятии «Горэлектротранспорт». В дальнейшем с учётом опы­та Минска и Москвы, а также дальнего зарубежья, будет вне­дряться «электронный проезд».


Александр Андрианов с удо­влетворением отметил, что в Гомеле сложилась сеть част­ных перевозчиков, их сме­няемость незначительная. Если уходят, то на пенсию. Желающих занять их место всегда много. Для этого «Гомельоблпассажиртранс» по пору­чению горисполкома органи­зует конкурсы среди перевоз­чиков. В нынешним году в них, как правило, заявлялись маши­ны 2013 года выпуска. Кстати, машина, которая побеждает, и должна выходить на маршрут. Резервному авто позволено ра­ботать не более 7 дней.


Советская станет шире


— Лишь запрещающими мерами грамотно организо­вать движение не получится, поэтому постоянно вносим властям предложения по ор­ганизации дорожного движе­ния. К примеру, на улице Со­ветской есть места, где в час пик образуются пробки. Есте­ственно, не часовые, как в Мо­скве, но перекрёсток удаётся проехать лишь на третье пе­реключение зелёного сигнала. ГАИ уже внесла предложения горисполкому о расширении улицы, где это представляет­ся возможным. Речь идёт об участках от улицы Рогачёвской до площади Восстания, от пло­щади Восстания до улицы Пушкина, от улицы Пушкина до улицы Ирининской, — сооб­щил о планах следующего года начальник областной ГАИ Игорь Макушенко.


— Автомобилизация населе­ния постоянно растёт. За по­следний год прирост по Гоме­лю составил 12 тыс. транспорт­ных средств. Всего же в област­ном центре зарегистрировано 150 тыс. автомобилей. Инфра­структура за этими цифрами не успевает. Хотя нельзя не отме­тить и сделанное в этом направ­лении: в конце ноября было от­крыто движение по новым по­лосам на улице Барыкина. Про­делана действительно боль­шая работа. Кстати, здесь придется устано­вить камеры фотофикса­ции. Имея по три полосы дви­жения в каждую сторону, в перспективе видим рост ДТП, даже с учётом под­земных переходов.


Развиваться по науке


До сих пор при развитии транспортной инфраструктуры власти руководствовались ген­планом, утвержденным в 2003 году. Однако за последние не­сколько лет ситуация в городе значительно изменилась. Уве­личение числа автомобилей, находящихся в частном поль­зовании, привело к необходи­мости пересмотреть действую­щую схему с учётом возросших транспортных потоков, пасса­жирооборота и других аспек­тов с перспективой развития до 2020 года.


Суть новой концепции уточ­нила Алла Невзорова, предсе­датель постоянной комиссии по промышленности, строи­тельству, транспорту и ком­мунальной собственности Гомельского городского Сове­та депутатов:


— Строительство новых жи­лых микрорайонов, производ­ственных зон, удалённых от центра, поднимает ряд новых проблем. В настоящее время идёт динамичное развитие го­родской сети, но если смотреть на перспективу, оно не доста­точно полно отражает те но­вые направления, которые воз­никают в связи с автомобили­зацией. В развитии транспорт­ного комплекса Гомеля требу­ется применение научно обо­снованных подходов при стро­ительстве новых и модерниза­ции уже существующих авто­дорожных сетей.


Светлана КОЛОМИЕЦ, фото Вячеслава КОЛОМИЙЦА, Советский район



GomelStret.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий